ЦМК-шины продвигасть с помощью сервисных центров, Татнефть

Татнефть намерена продвигать ЦМК-шины с помощью создания для них сервисных центров

Татнефть к 2013 году построит в России сеть из 150 сервисных центров для обслуживания цельнометаллокордных шин, вложив в

проект 457 млн руб. В прошлом году компания запустила в Нижнекамске завод по производству данных шин для грузовиков и

автобусов проектной мощностью 1,2 млн штук в год. Эксперты считают, что сервис позволит Татнефти усилить свои позиции на

российском рынке ЦМК-шин. Однако российский конкурент компании — СИБУР—Русские шины отмечает, что проект Татнефти является вынужденным, так как российский рынок обслуживания ЦМК-шин развит недостаточно.

ОАО Татнефть планирует к 2013 году построить в России 150 сервисных центров для обслуживания цельнометаллокордных шин

(ЦМК-шин), рассказал исполнительный директор торгового дома Кама (дочернее предприятие, занимающееся дистрибуцией шин)

Ринат Биктимеров. Первые 40 центров появятся в России уже в нынешнем году, они будут располагаться вдоль основных федеральных

трасс. Как сообщил г-н Биктимеров, по предварительным подсчетам, объем инвестиций в проект составит 457 млн руб. По его

словам, помимо России, сервисные центры также будут построены в странах СНГ, Восточной и Западной Европы, Средней Азии и

Африки. Объем инвестиций в зарубежные проекты и сроки реализации пока не определены. Мы бы не хотели, чтобы это были прямые

инвестиции. Мы планируем работать в зарубежных странах с партнерами по франшизе, — сказал господин Биктимеров. — На

первоначальном этапе в каждой из стран должно появиться по одному-двум центрам.

Сеть сервисных центров понадобилась Татнефти в связи с тем, что в конце прошлого году она запустила завод по производству

ЦМК-шин для грузовиков и автобусов по технологии концерна Сontinental (Германия) проектной мощностью 1,2 млн штук в год и

стоимостью 16,8 млрд руб. В нынешнем году ООО Нижнекамский завод шин ЦМК должно произвести 208 тыс. шин, а к 2013 году

выйти на проектную мощность. Предполагалось, что первые партии шин будут экспортированы в ближнее зарубежье, а также

продаваться в розницу в России. Затем завод рассчитывает начать поставки автозаводам — в первую очередь ОАО КамАЗ, его

дочернему ОАО НефАЗ и основному конкуренту УралАЗу, пишет Коммерсантъ.

Конструкция ЦМК-шины отличается тем, что изношенный протектор может быть восстановлен три раза, что увеличивает срок службы

покрышки со 150 тыс. до 500 тыс. км пробега. Именно этим и объясняется необходимость создания сети сервисных центров, —

сказал господин Биктимеров. Правда, отметил он, в сервисных центрах можно будет осуществить лишь первое восстановление,

последующие необходимо будет делать на заводе в Нижнекамске.

Помимо Татнефти, единственным производителем ЦМК-шин в России сегодня является ОАО СИБУР—Русские шины. В настоящее время наши производственные мощности составляют более 300 тыс. штук в год, — сообщил заместитель гендиректора по стратегическому развитию СИБУР—Русские шины Игорь Караваев. — Скоро мы запустим дополнительное производство, благодаря чему наши мощности увеличатся до 1 млн шин в год. Сегодня основным конкурентом как для нас, так и для производства в Нижнекамске является Michelin с его брендом Kormoran и китайские производители.

По словам господина Караваева, на российском рынке грузовых шин ЦМК-шины занимают около 15%. По данным СИБУР—Русские шины,

объем российского рынка ЦМК-шин в 2009 году составил 8,2 млрд руб., по сравнению с 2008 годом он из-за кризиса сократился на

39%. Как сообщил аналитик ИК Финам Константин Романов, в 2008 году емкость рынка ЦМК-шин в России составила 1,4 млн штук, в

2009 году она упала до 900 тыс. Основными игроками на рынке являются Michelin (доля 22%), Bridgestone (20%), СИБУР—Русские шины (14%), Белшина (9%), Goodyear (10%). Остальную долю занимают производители Юго-Восточной Азии.

Господин Караваев полагает, что создание Татнефтью сервисной сети — хорошая мера, которая позволит продвигать продукцию,

но она, скорее, вынужденная, потому что в России рынок ЦМК-шин развит недостаточно. Сам СИБУР—Русские шины рассматривает

возможность передачи сервиса на аутсорсинг. В мире это довольно распространенная практика, когда бизнесом по восстановлению

шин занимаются не их производители. Существует две модели, и неизвестно, какая из них лучше, — сказал господин Караваев.

Аналитик ИК Финам Константин Романов считает, что сети Татнефти из 150 центров будет вполне достаточно, чтобы обеспечить сервис ЦМК-шин в региональных центрах субъектов РФ и крупнейших городах, где реализуется шинная продукция компании. По его оценкам, сроки окупаемости вложенных Татнефтью в проект средств могут составить от пяти до семи лет. Благодаря наличию качественных сервисных центров, Татнефть сможет потеснить конкурентов, в частности, китайских производителей.