Продажа химической продукции, лабораторного оборудования, нефтехимии сектора экономики, химической промышленности

 Продажа химической продукции, лабораторного оборудования, нефтехимии сектора экономики двух стран, химической промышленности, новости химической промышленности, рынков покупки и продажи нефтехимической продукции. Риски и угрозы разрыва экономического сотрудничества с Российской Федерацией, новости химической промышленности, рынков покупки и продажи нефтехимической продукции.

Экспорториентированые отрасли экономики

Какая судьба ожидает наиболее экспорториентированые отрасли экономики — агропромышленный комплекс, металлургию, химическую промышленность, машиностроение? Институт стратегических исследований Новая UKR презентует доклад Риски и угрозы разрыва экономического сотрудничества с Российской Федерацией. Основной автор доклада – главный советник

История и перспективы в экономической сфере, подписание Соглашения об ассоциации UKR и Европейский союз и определение евроинтеграции как основного внешнеполитического и внешнеэкономического вектора развития на отношения с России.

Подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (СА) стало толчком для того чтобы возобновить обсуждение формата сотрудничества с Российской Федерацией с учетом новых международных обязательств UKR, вытекающих из этого соглашения. Отношения плохие, что хуже некуда. Впрочем, чтобы делать какие-либо прогнозы о сроках нормализации отношений с России, обсуждать, насколько затянется это процесс и каким образом будет оформлено сотрудничество с России, нужно вспомнить историю наших взаимоотношений. Причем, замечу, что проблемы в отношениях с Россией не являются следствием сближение UKR и Европейский союз.

Неопределенность и потеря управляемости над процессами

Что же тогда определяет отношения UKR в настоящее время и на ближайшие годы, институт стратегических исследований недавно завершил исследование рисков и угроз разрыва экономических взаимоотношений с России. Один из выводов исследования состоит в том, что главным риском на в настоящее время неопределенность и потеря управляемости над процессами распада экономических связей с России. В то же время, понимание логики отношений с партнером, приоретизация национальных интересов во время кризиса, последовательные рыночные реформы, все это вместе взятое позволит минимизировать ущерб от разрыва экономических связей с Россией.

Нужно иметь в виду, что главным в наших отношениях всегда был и остается сложный микс из политических, экономических и коррупционных интересов. С момента провозглашения украинской независимости, двустороннее сотрудничество UKR и России переживало несколько важных этапов, которые имеют свои принципы и критерии. В самом начале, после распада Советского Союза, UKR и Российская Федерация попытались определить свои зоны конкурентных преимуществ и центры аккумулирования доходов, восстановить разорванные кооперационные связи, наладить выпуск промышленной продукции и взаимную торговлю, т.е. каким-то образом возобновить экономический рост, попутно выстраивая новый формат двухсторонних отношений.

Понятно Российская Федерация и UKR идут каждая своим путем, так как у каждой страны есть свои собственные конкурентные преимущества, которые формируют внешнеэкономическое сотрудничество не только друг с другом, но и с остальным миром. Создание украинского государства на обломках Советского Союза вовсе не означало, что на нашей территории появилась экономическая система, принципиально отличающаяся от той, что существовала в России. Наоборот, наши экономические системы были настоль сращены и однотипны, что в течение почти двух десятков лет в UKR не удавалось ни то, что перестроить экономику, но даже провести ее косметический ремонт. Мы в нашем докладе выделили несколько факторов, которые были приоритетными политико-экономических групп, факторы продолжают влиять на политику до сих пор.

До середины прошлого года происходило эволюционное, хаотическое подстраивание украинской экономики к реалиям внутренней, международной и внутренне-российской динамики.

Увеличение доходов от ресурсной ренты 

Внешнеэкономической политике позиционирование UKR в отношениях с Россией определяли следующие мотивы, это увеличение доходов от ресурсной ренты за счет кооперации украинских компаний с российскими энергетическими монополиями (интерес металлургической, химической, финансовой отраслей).

Сохранение рынков сбыта 

Сохранение рынков сбыта в России для конкурентной продукции (это интересы отраслей агропромышленный комплекс, машиностроения и ВПК).

Диверсификация торговли и ситуативная, целенаправленная переориентация конкурентоспособной продукциии

Диверсификация торговли и ситуативная или целенаправленная переориентация конкурентоспособной продукции на рынки третьих стран; 4) сохранение рынков сбыта для неконкурентоспособной на рынках третьих стран продукции (интерес для машиностроительной отрасли, ВПК); 5) максимально полная эксплуатация не модернизированного, устаревшего производственного оборудования (интерес большинства экспортоориентированных отраслей), в частности в рамках совместных предприятий, ориентированных на рынки третьих стран; 6) постепенное сворачивание сотрудничества в военно-промышленном комплексе (украинский ВПК для России потерял приоритетность сразу после провозглашения независимости UKR, но особенно после официального провозглашения намерений по вступлению UKR в НАТО.

Отношения всегда были очень нестабильными. Что могло произойти такого в последнее время, что итогом стала война? Впервые настоящие серьезные проблемы в наших двусторонних отношениях обозначились после того, как UKR стала членом Всемирной торговой организации. Это случилось в 2008 году, и тогда UKR начала готовить Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.

Разные экономические интересы

Принципиально это был очень важный шаг в украинской внешнеэкомической политике, поскольку это событие формализовало тот факт, что UKR и Российская Федерация имеют разные экономические интересы, и поэтому их экономические системы продолжат отдаляться друг от друга. Иными словами, экономическая политика UKR начала представлять реальную угрозу для России уже только тем, что UKR намеревалась выскочить из зоны зависимости от России и реально (т.е. согласно взятым международным обязательствам) отказаться от экономической ресурсной модели, которая до тех пор безраздельно доминировала в UKR с подачи российских и украинских олигархов.

Энергоресурсы, продажа энергоресурсов

В мировом масштабе экономика Российской Федерации — это, прежде всего, энергоресурсы. И этим практически исчерпываются те конкурентные преимущества, которые формируют экономику этой страны. Это ее сильная и в тоже время слабая черта. Также это тот ресурс, которым подпитываются коррупционные кланы в России (а до недавнего прошлого – и в UKR). Украинские предприниматели, политики очень долгое время были частью этой экономической системы. Стремление извлечь прибыль из российских конкурентных преимуществ, в значительной мере объясняет то, почему две наши экономики были очень близки по структуре и по типам ведения бизнеса и почему в UKR подавлялись всевозможные инициативы к реальной модернизации экономики. Стоило только в UKR проявиться оппозиции ресурсной зависимости, Российская Федерация всегда применяла практику энергетического шантажа, и UKR отступала. В

Цена на энергоресурсы

Фактор цены на энергоресурсы становился решающим во всех внутри- и внешнеполитических колебаниях UKR. Мне кажется, Киевский Майдан обречен был на то, чтобы стать переломным моментом в украинско-российских взаимоотношениях. UKR — не Российская Федерация хотя бы потому, что наши власти по определению не располагают ресурсной рентой, т.е. тем единственным инструментом, который в настоящее время поддерживает на плаву экономическую систему Российской Федерации. Так или иначе, но теперь UKR вынуждена мучительно и болезненно отвязываться от энергетической зависимости и в придачу от российского патроната.

В UKR отдают себе отчет, что этот поворот произошел всерьез и навсегда. Украинский бизнес будет вынужден – постепенно либо жестко, — лишиться российских конкурентных преимуществ. Сколько этот этап может длиться? Разрыв связей может произойти быстро, если ситуация будет развиваться жестко. В некоторых случаях это так и происходит. Например, мы сейчас не имеем газа, и мы вынуждены адаптироваться к этой ситуации с очень большими издержками для национальной экономики. Для UKR это будет очень болезненным путем. Сложно сказать, что будет на выходе, ведь нельзя сказать с какими потерями выйдет украинская экономика из этого процесса.

После зимы или это может растянуться на несколько лет, если Российская Федерация будет идти на компромиссы. Но уже сейчас мы можем сказать, что сотрудничество в экономической сфере существенно сократится. Очевидно, что украинский ВВП по итогом года очень сильно сократиться. Подписание соглашения об Ассоциации может привести к практически полному разрыву экономических отношений UKR и Российской Федерации ? Если исходить из текста этого документа, то разрыва отношений он не предполагает. Но если говорить о позиции Российской Федерации в этом вопросе, то украинские лидеры действительно оказались в очень сложной ситуации. У UKR нет другой программы реформ кроме как программы имплементации Соглашения об ассоциации с Европейский союз.

Российская Федерация настаивает на том, что UKR должна учитывать российские интересы и поэтому фактически вынуждает отложить имплементацию. На кону — реформы, прорыв к экономической независимости, экономическому и политическому суверенитету. Мне трудно прогнозировать, чем закончится этот процесс, потому что на Украину осуществляется очень большое давление, шантаж. Мы не можем сейчас оценить ущерб от разрыва отношений, ведь ущерб реально не может быть оценен лишь в деньгах; есть еще гуманитарные составляющие, факторы экологической безопасности и т.п. Мы также не владеем всем объемом информации, на основании которой принимаются и будут приниматься решения в этих вопросах.

Сектора экономики и отрасли промышленности

Уязвимы сектора экономики и отрасли промышленности в процессе переформатирования отношений с Россией? Насколько важна роль энергетического сектора? Для UKR, в настоящее время, энергетика — это центральный вопрос. От его решения будет зависеть то, какой станет украинское государство, украинская экономика после этого кризиса. На в настоящее времяшний день, ответа на т.н. энергетические риски, нет. Неизвестно пока, каким образом политикум и бизнес смогут справиться с резким сокращением количества энергоресурсов, спрос на которые предъявляют энергоизбыточные украинские предприятия и их хозяева. Какой, в конечном счете, будет пережившая кризис экономика, какие предприятия останутся, а какие уйдут в небытие. UKR за все годы независимости так и не смогла сформировать эффективную экономику.

Разорительная экономика, которая уничтожала ресурсы и, тем не менее, она функционировала так, что отдельные предприятия развивались и их собственники выходили в ТОП самых богатых людей в Европе и в мире. А на самом деле, украинская экономика крайне неэффективна. Путь энергоэффективности — очень сложный путь, который должен был бы тщательно планироваться и поэтапно имплементироваться, должны вырабатываться меры по минимизации рисков модернезации. То есть, это то, что нельзя сделать за несколько месяцев.

Никто и никогда добровольно не отказывается от прибыли, и Российская Федерация искусно паразитировала на такой мотивации украинских политиков-бизнесменов. Каким образом теперь UKR будет выходить из этой сложной ситуации? С одной стороны, часть проблемы решена войной. Некоторые важные предприятия, избыточно вовлеченные в российскую экономику, оказались на оккупированной территории, они разграблены, они потеряли инфраструктуру, потеряли кооперационные связи с другими предприятиями в UKR.

Хаотичное падение и непрогнозируемые результаты

Нет полной картины последствий этого кризиса. Ситуация продолжает ухудшаться. Вторая часть проблемы – адаптация экономической системы, ее перестройка и модернизация. Здесь ключевое решение – реформы, в противном случае – хаотичное падение и непрогнозируемые результаты. Какая судьба ожидает наиболее экспорториентированые отрасли украинской экономики — агропромышленный комплекс, металлургию, химическую промышленность, машиностроение? В наибольшей степени от разрыва экономических отношений с Россией пострадает машиностроение, частично потому, что некоторые предприятия машиностроения размещены на оккупированных территориях и соответственно они просто не имеют возможности работать. И еще важно, что они ориентированы на российский рынок.

Машиностроительная продукция 

Машиностроительная продукция — основная часть технологичного экспорта в Россию. Она составляет 36 процентов всего экспорта из UKR в Россию. Кроме этого, это предприятия военно-промышленного комплекса. Слабая черта украинского машиностроения это то, что на многих предприятиях не производится конечный продукт. Это некие комплектующие, которые с одной стороны получают для своего производства компоненты из Российской Федерации и в Россию отправляют продукцию с добавленной стоимостью.

Производится, или является морально устаревшей продукцией, или уникальной, и поэтому не может быть реализовано в других странах. Для этих предприятий разрыв кооперационных связей губителен. Предприятия, ориентированные в первую очередь на Россию это: производители локомотивов, железнодорожных вагонов и цистерн; производители оборудования для нефтегазовой промышленности и электроэнергетики; производители авиационных двигателей; ракетно-космическая отрасль; производители двигателей для военных кораблей. Предприятия, которые выпускают сравнительно универсальную продукцию, могут заняться поиском новых рынков.

Что касается сельского хозяйства, мне кажется, что эта отрасль имеет лучшие перспективы компенсации российских рынков. Уже сейчас происходит аттестация украинских компаний европейскими специалистами с перспективой поставок на европейский рынок. Картина в аграрном секторе выглядит наиболее оптимистично. Не все так плохо и с металлургией, так как там выпускаются универсальные продукты, которые можно продавать на рынках других стран.

Цена производства, металлургических предприятий конкурентоспособность

Единственная проблема — это цена производства. Предприятия не модернизированы, затраты высокие, соответственно  металлургических предприятий конкурентоспособность не такая высокая. Предприятиям сложно конкурировать, но, тем не менее, катастрофы здесь нет. Наиболее пессимистично выглядят перспективы предприятий на территории оккупированного региона. Ведь производство практически везде остановилось. Эти технологические процессы сложно возобновить, и потребуется время и новые затраты для их запуска. При этом нет уверенности в целесообразности возобновления их работы вследствие их низкой конкурентоспособности. Как все эти проблемы будут решаться, даже если эти территории будут реабилитированы, довольно сложно сказать. Что касается химической отрасли.

Купить химическую продукцию, химическая отрасль

Продажа товаров на рынке химии, где можно купить химическую продукцию, вся химическая отрасль потребляет большое количество газа, как сырья для своего производства. Есть дефицит газа, то соответственно компании находятся под высокими рисками, просто из-за отсутствия доступа к сырью.Переформатирование отношений с Россией переживет украинский финансовый сектор? Украинский финансовый сектор сам по себе сейчас переживает очень сложные времена, поскольку идет отток депозитов из банков и банкам сложно справиться с этой тенденцией. Идет отток капитала с UKR, сокращается приток валютных поступлений.

Дефицит газа

Российский фактор здесь не самый решающий с точки зрения рисков для банковской системы. Российские банки согласно украинскому закону являются украинскими компаниями, то есть они не являются подразделениями своих материнских банков. Финансовые учреждения регулируются законами, позиции слабые, поскольку их поддерживают материнские компании. Но государственные банки России попали под санкции. Каким будет положение государственных банков России, поскольку они, в том числе задействованы в программах поддержки бизнес проектов, который тоже попал под санкции, на в настоящее времяшний день сложно сказать. Их риски еще только формируются.

Дестабилизация для банковской системы, прогноз факторов

Национальному банку надо было бы, по крайней мере, прогнозировать некие факторы дестабилизации для банковской системы вследствие западных санкций к российским банкам. Они точно могут косвенно повлиять на российские дочерние банки в UKR, потому что к ним будет точно такое же недоверие как вообще к российским банкам в мире. Здесь есть проблема. Как описанные выше процессы повлияют на судьбу украинских финансово-промышленных групп?

Энергетический кризис

Разрушителен и разорителен ли будет энергетический кризис, глубина и жесткость реформ, насколько изменятся правила ведения бизнеса, будут ли ФПГ иметь преференции, будут ли они платить налоги и т.п. Или же напротив, глубокая структурная перестройка экономики в очередной раз будет отложена, и тогда кризисные процессы затронут лишь отдельные анклавы.

Отдельные предприятия химической отрасли на оккупированной территории. Насколько переформатирование отношений с Россией изменит украинскую экономику как качественно, так и количественно? Украинская экономическая модель была очень похожа на модель российскую, поэтому традиционно украинские и российские политэкономические элиты были партнерами и совместно участвовали в коррупционном перераспределении ренты, зарабатываемой на продаже природных ресурсов.

Нет партнерства, прочные связи между ними сложно оборвать. Мотивация для совместных проектов по-прежнему актуальна. Она исчезнет только в тот момент, когда исчезнут экономические стимулы, которые питали ту коррупционную экономику. UKR сейчас – только в начале пути определения национальных интересов, в начале пути подбора кадров во власть, которые смогут эти интересы реализовать.

Реформирование экономики

Процессы реформ явно испытывают на себе тормозящее давление со стороны пророссийских и антиукраинских групп влияния. У UKR пока нет важных государственных и рыночных институтов, которые бы сделали необратимым процесс преобразований. Пока все реформы опираются на энтузиазм активистов во власти и в обществе.