Стойкие органические загрязнители — проблематика Россия вступает в мировую войну с пестицидами и выбросами. ГЭФ обычно финансирует дополнительное лабораторное оборудование, проведение инвентаризации, а также — уничтожение какой-то небольшой части ПХ.
Ратификация конвенции – несомненный плюс на пути обезвреживания и утилизации СОЗ, однако без слаженных и четких действий по написанию Национального плана этот серьезный шаг утрачивает смысл. На сегодняшний день все зависит от того, в состоянии ли министерства, ведомства, бизнес-структуры и экспертное сообщество оперативно скоординировать действия по определению стратегии и тактики борьбы со стойкими органическими загрязнителями. Иначе у России не будет ни средств на реализацию соответствующих мероприятий, ни четкого понимания масштаба проблемы.
Приобретение технологий для… войну с пестицидами и выбросами Россия начинает борьбу со стойкими органическими загрязнителями (СОЗ). Середина 2013 г. планы — определиться с четким планом действий, требует Стокгольмская конвенция, которая направлена на избавление окружающей среды от ряда опасных веществ. Без национального плана по выполнению обязательств Россия не сможет рассчитывать на ресурсы Глобального экологического фонда.
Своими же силами с проблемой СОЗ пока еще не справилась ни одна страна. Координацию действий законодательной, исполнительной власти и бизнес-сообщества по выполнению Стокгольмской конвенции в марте текущего года эксперты обсуждали на круглом столе в Торгово-Промышленной палате РФ. Мероприятие проводилось по инициативе Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии.
А также Автономной Некоммерческой организации Международный центр содействия развитию предприятий по переработке нефтешламов, совместно с Центром международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации и Фондом Национальный центр экологического менеджмента и чистого производства для нефтегазовой промышленности. Стойкие органические загрязнители (CОЗ) – это отдельный ряд опасных веществ, к которым относятся устаревшие пестициды и отдельные, но не все современные промышленные химические продукты.
20 век — мало кто обладал достаточной информацией о разнообразных химических веществах, химических реактивах в соединениях — вредных свойствах химических соединений, поэтому их активно использовали в народном хозяйстве.
Сейчас производство пестицидов закрыто, но во многих странах мира осталось множество неизрасходованных запасов и загрязненных ими почв.
Отдельные опасные химические вещества из списка СОЗ также запрещены, другие — до сих пор производятся. ПХБ образуются при сжигании разных видов отходов, а также в результате ряда промышленных процессов. ПХБ устойчивы и токсичны. Попадая в организм человека либо животного через воду, воздух и почву, они могут накапливаться в жировых тканях и сохраняться там десятки лет.
Стойкими свойствами обладает и гексахлорбензол (ГХБ), который ранее использовался в качестве пестицида, а теперь применяется в России при производстве пиротехники. Одними из самых опасных для человека СОЗ являются диоксиды и фураны.
Образуются при горении или тлении мусора на свалках, а также в металлургическом, целлюлозно-бумажном и других видах производств. Большинство стойких органических загрязнителей влияют на население и окружающую среду схожим образом. Они нарушают репродуктивную и гормональную системы, иммунный статус, приводят к онкологическим заболеваниям, врожденным дефектам.
Мир против СОЗ Для борьбы с распространением этих веществ мировое сообщество объединилось под Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях (СОЗ). Глобальное международное соглашение по защите людей и окружающей среды было принято мае 2001 года. Спустя три года документ вступил в силу. К настоящему времени Конвенцию ратифицировали 176 стран.
Подписавшиеся обязались запретить производство и использование широкого количества продаваемых химических веществ, в том числе из списка СОЗ, а также разработать программы по пресечению образования диоксинов и фуранов. Россия ратифицировала Стокгольмскую конвенцию только в конце июня прошлого года. По словам экологов — это огромный шаг на пути избавления нашей страны от СОЗ. Дело в том, что начиная с 30-40 годов прошлого века СССР, наравне с США был одним из главных мировых производителей пестицидов и других веществ из черного списка.
Начало работ программ — после 70-х годов. Но с распадом СССР и последующими за ним экономическими и социальными проблемами во властных и общественных кругах об опасных веществах благополучно забыли. Население вообще не знало об их вредном воздействии. В результате до сих пор у Россиян находится огромное количество запрещенных веществ, которые попали к ним в руки еще в советское время. Бывшие базы для распределения агроимикатов, которые содержат остатки опасных веществ, приватизированы и по сей день используются в различных целях. Зафиксированы случаи строительства жилых домов на местах этих складов. Некоторые СОЗ Россияне продавали с рук на рынках страны.
Проблема СОЗ особо актуальна для промышленных регионов. По подсчетам экспертов, на территории предприятий Урала хранится 65 процентов общероссийского объема высокотоксичных трансформаторных жидкостей – полихлордифенилов (ПХД). Территория России подвержена накоплению в окружающей природной среде не только собственных, но и трансграничных загрязнителей, поступающих от стран Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Азии. Сокращение выбросов СОЗ в этих странах ведет к снижению трансграничного загрязнения окружающей природной среды в нашей стране.
Проблема заражения природы СОЗ носит латентный характер из-за того, что вести мониторинг уровня загрязнения в целом по стране крайне сложно и дорого. Тем не менее, сегодня уже известно о наличии вредных веществ в опасных концентрациях в объектах окружающей среды. Кто заплатит за уничтожение загрязнителей? Первый этап выполнения Стокгольмской конвенции – написание Национального плана действий. Это предполагает, в первую очередь, проведение инвентаризации, определение приоритетов, а также источников финансирования.
Ратифицировавшие конвенцию страны сосредотачивают свои усилия на совершенствовании законодательства, увеличении осведомленности специалистов и населения об опасных свойствах СОЗ. Далее идет плавное уничтожение запасов стойких органических загрязнителей. Многие страны, в первую очередь, делали акцент на избавлении от трансформаторных масел, в самом тексте конвенции определен ее финансовый механизм.
Статья 12 говорит о том, что развитые страны должны оказать помощь развивающимся и странам переходной экономики. Таким финансовым механизмом определен Глобальный экологический фонд, секретариат которого находится в Вашингтоне. ГЭФ осуществляет финансирование через международные агентства исполнителей. Среди них: ЮНИДО, ПРООН, ЮНЕП, Мировой банк. ГЭФ обычно финансирует дополнительное лабораторное оборудование, проведение инвентаризации, а также — уничтожение какой-то небольшой части ПХБ и приобретение технологий для инвестиционного проекта. Еще несколько лет назад Глобальный фонд требовал 50/50, сейчас требования все более ужесточаются: 1/4. То есть на каждый доллар, которые они дают, они просят отчитаться 4 долларах софинансирования, — отметил старший консультант ЮНИДО.
Источниками средств обычно выступают: национальное правительство, а также национальные организации, владельцы СОЗ, а также хозяева загрязненной ими техникой. Трудно ожидать, да и невозможно, что Глобальный фонд профинансирует все затраты. Он не стремится к тому, чтобы любую страну сделать свободной от стойких органических загрязнителей, но, тем не менее, в стране появляется законодательство, технологии, инвесторы, которые готовы вложиться в это, поскольку законодательная база уже существуе.
Финансирование мероприятий по утилизации запрещенных веществ должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Однако, по словам Валентина Ищенко, такой практики не было ни в одной стране, которая присоединялась к конвенции. Он убежден, что в сферу утилизации СОЗ инвесторы придут сами, стоит лишь усовершенствовать законодательство.
На пути к национальному плану — препятствим по выполнению обязательств России перед мировым сообществом является разобщенность в усилиях государственных служб и общественности и отсутствие межведомственной четко спланированной программы действий. На сегодняшний день в России практически отсутствует эффективная федеральная политика и законодательство, регулирующее допустимое содержание СОЗ в окружающей среде.
Участники круглого стола убеждены в необходимости включить в Национальный план выполнения Стокгольмской конвенции разработку механизмов стимулирования перехода к использованию альтернатив опасным химическим веществам. Одной из основных проблем эксперты называют отсутствие в нормативно-правовых актах РФ реальных экономических стимулов уничтожения, переработки и извлечения СОЗ из хозяйственного оборота. Нерационально распределены полномочия в области регулирования деятельности по обращению со Стойкими Органическими Загрязнителями между государственными и муниципальными властными структурами.
Не введены правовые нормы, предусматривающие управление потоками СОЗ на региональном уровне. По мнению первого зампредседателя комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Николая Чуркина, в настоящее время России крайне необходимо ликвидировать ранее накопленный ущерб. Сейчас это нужно делать потому, что советская система нарушила многие механизмы….
Право на благоприятную окружающую средуВ законодательной базе по этой проблематике много окон, и в них в обязательном порядке идут бандиты, — отметил Николай Чуркин. Давайте работать вместе. Мы без закона, без подзаконного акта правительственного, который прописал бы нам правила игры, без привлечения бизнеса, без собственно хозяйствующих субъектов, никуда не уйдем. Только вместе, только сообща, ввиду того, что мы имеем право на благоприятную окружающую среду, и мы обязаны вместе работать.
Вовремя очистили страну от отходов и не допускали в дальнейшем нарушения экологического законодательства. Руководство страны должно со всей серьезностью подойти к скорейшему выполнению задач, сформулированных в Стокгольмской конвенции. Важно в кратчайшие сроки, безопасным для людей и окружающей среды образом уничтожить накопившиеся запасы высокотоксичных пестицидов, ПХБ и гексахлорбензола.
Использование и несовременные методы уничтожения приводят к поступлению в окружающую среду самых токсичных на нашей планете веществ – диоксинов, наносящих непоправимый ущерб здоровью населения. Участники круглого стола приняли решение выйти с ходатайством через ТПП РФ к Правительству РФ. Ппоручить уполномоченным федеральным органам исполнительной власти провести анализ действующей законодательно-нормативной базы и подготовить предложения по реализации Стокгольмской конвенции. В рамках технического регулирования ТПП РФ намерена выйти с законодательной инициативой об усилении ответственности владельцев СОЗ по их учету и уничтожению. Имеется ввиду организация полигонов для хранения устаревших пестицидов и химических соединений, приведение их в соответствие с санитарно-экологическими нормами, раздельное хранение СОЗ по классам (пестициды, ПХБ, ГХБ, транспортировка остатков устаревших и неиспользованных СОЗ на полигоны и размещение их соответствующим образом. Важно разработать и реализовать программу сбора ДДТ, гексахлорана и других опасных пестицидов у населения.
Широкомасштабная информационная кампания в СМИ о распространении СОЗ и их негативном влиянии. Участники круглого стола утверждают, что для выработки механизма по реализации программы уничтожения СОЗ в России необходимо на базе Минприроды совместно с заинтересованными некоммерческими и общественными организациями создать специальную рабочую группу. Далее к подготовке проекта реализации обязательств конвенции подключится ЮНИДО. Когда концепцию одобрит Глобальный экологический фонд, он зарезервирует для выполнения проекта необходимые средства. Детально расписаны все мероприятия, реализуемые в его рамках. Проект 3-5 лет, за время происходит инвентаризация, приобретение наилучших технологий и их демонстрация, с тем, чтобы уже дальше страна сама выполняла все эти обязательства.
Если проект не представить в ближайшее время, процесс выполнения условий конвенции зависнет для России на неопределенный срок.
Разрабатывают постановление правительства о мерах по обеспечению обязательств РФ, возникающих в рамках Стокгольмской конвенции о СОЗ. До 1 июня предлагается составить план первоочередных мероприятий, а с 2013 года –проект выполнения обязательств по утилизации СОЗ — определить ответственных.
Ведомства: Минприроды, Минэнерго, Минприром, Минздрав, Росприроднадзор, Росгидромет, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, ФТС.
Специалисты сомневаются, что России удастся уложиться в указанные сроки. Для того, чтобы ускорить процесс координации действий по написанию Национального плана, действия России по выполнению Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) планируется тестировать на примере одного из регионов.
Президент Фонда UNIDO Национальный центр экологического менеджмента и чистого производства для нефтегазовой промышленности Российской Федерации Станислав Мещеряков. Почему бы нам не найти хорошего губернатора, обеспокоенного экологией и на региональном уровне провести демонстрационный проект по уничтожению стойких органических загрязнителей и других вредных веществ, содержащихся в отходах, — сказал эксперт. По его словам, в Краснодарском крае уже реализуется подобный проект по нефтяным отходам. Участники мероприятия поддержали инициативу Станислава Мещерякова. Поступили предложения в качестве демонстрационного региона взять Московскую область.
Избавление России от СОЗ наверняка будет длительным и непростым процессом. Но чем раньше он будет запущен, тем лучше, ведь чем дольше не обращать внимания на столь серьезную экологическую проблему, тем губительнее будут загрязнения и последствия.